Открыть меню

Икона

Местночтимая Горбацевичская чудотворная икона Богоматери

Первое упоминание об иконе относится к 1764 году. В описи, Горбацевичский образ был в серебряной ризе и находился в алтаре. Икона отмечена как чудотворная.1

Подробнее об Горбацвичской иконе пишет архимандрит Николай (Трусковский) в «Историко-статистическом описании Минской епархии» за 1864 год: «Она находится в местечке Горбацевичах в Ризоположенской Богородичной церкви. Бывшее описание чудес от сей иконы Богоматери в 1812 году, вместе с прочими документами, затеряно. По местному преданию, она явилась, за 200 лет тому назад, некоему поселянину Колтуну, на липовом дереве в лесу, на том самом месте, где ныне существует Ризоположенская церковь».2

Широкое почитание иконы распространилось далеко за пределы Минской губернии, на что указывает археологическая находка – серебряный медальон с изображением Горбацевичской иконы Богородицы, найденный в Европейской части России. Медальон изготовлен из серебра 84 пробы, что засвидетельствовано клеймом, широко использовавшимся в XVIII-XIX веках.

В 1865 году художник Д. М. Струков об иконе записал в своем дневнике: «В 20 верстах от Бобруйска село Горбацевичи, бывшее имение иезуитов, в селе не сохранилось исторических преданий, и в храме ничего древнего нет, но имеется образ Пресвятой Богородицы Владимирской, найденный в одной версте от храма, где стоит два креста, слывущие чудотворными».3

Медальон с изображением Горбацевичской иконы

В 1912 году уездный наблюдатель С. Бирюкович побывал в Горбацевичском храме, о чем написал небольшую статью в «Минские епархиальные ведомости». Вот отрывок из этой статьи: «В числе святынь Минской епархии имеется великая святыня – местночтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Горбацевичская». Находится она в 13 верстах от города Бобруйска, в лесу, в Ризо-Положенской церкви, на том самом месте, где, по преданию, более 200 лет назад явилась некому поселянину Колтуну на липовом дереве. День празднования этой иконы неизвестен и присоединен к храмовому дню – Положению ризы Богоматери – 2 июля. Бывшее описание чудес от сей святой иконы в 1812 году вместе с другими церковными документами утеряно. Но, несомненно, чудеса от этого дивного образа Богоматери, как прежде, так и теперь, источаются верующими, быть может, еще с большей силою. Самым лучшим доказательством сему может служить то, что икона эта всегда привлекает к себе множество паломников, а в день храмового праздника – 2 июля – сюда течет такая масса народа, которая не поддается исчислению, говорят, бывает до 15-20 тысяч. Идут и едут и великие и малые за десятки и сотни верст, из разных концов, и ближних и дальних, даже из других губерний. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевич, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина дивная и величественная. Разве это не чудо!?».4

Обратная сторона медальона с пробой XVIII-XIX в.

О широком почитании иконы Богоматери свидетельствует тот факт, что в дореволюционном издании настольной книги священнослужителей имеется заметка об Горбацевичской иконе Божией Матери.5

Настольная книга для священно-церковно-служителей. 1913 г.

Беспрецедентные гонения, обрушенные на Церковь советской властью, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие. К сожалению, свидетельств развернувшейся атеистической деятельности местных властей найти не удалось, так как все опрошенные местные жители в 30-х годах или еще не родились, или были младенцами. Вне всяких сомнений, жесткая политика партии в отношении церкви активно проводилась и в нашей местности.

О том, что местная святыня не представляла для властей никакой ценности, красноречиво свидетельствует воспоминание Амельянович Валентины Кузьминичны. На тот момент здание храма было превращено в клуб, и стало не только местом просмотра советских фильмов, но и местом глумления и насмешек над чувствами верующих людей – тех, у которых отняли храм, но не смогли отнять веру:

«Вспоминается мне такой случай, когда церковь уже не действовала. Я, молодая учительница, летом 1953 года приезжаю домой из Гродненской области, а мама моя плачет.

Чего ты плачешь? – спрашиваю.

А в церкви (теперь клубе) перед началом фильма картинку показывают, как я стою на коленях и молюсь, и все смеются.

Чего ты плачешь? Если б ты плохое что сделала, своровала, это было б стыдно. А кому мешает, что ты молишься?

Я потом пошла в клуб и разобралась с теми, кто это делал, пристыдила их».

В воспоминаниях местных жителей, с которыми удалось побеседовать, самым ярким церковным праздником, связанным с храмом, является престольный праздник и Пятидесятница, поскольку именно тогда осуществлялся местный обряд: обхождение с иконой деревни и освящение жилищ.

Вот как об этом вспоминают очевидцы:

«Во время крестных ходов с иконой путь вокруг храма устилали полотном: одна женщина на коленях раскручивала рулон, а другая скручивала. Раз в год с иконой ходили по домам»,

– делится воспоминаниями Амельянович Валентина Кузьминична.

«И на Троицу священник с иконой ходил по дворам. Люди застилали скатерти, коврики – кто что имел. В дом входил батюшка, освящал дом, все молились. На второй день Троицы ходили в Каменку, а на третий – в Петровичи»,

– рассказывает Хомяк Александра Кирилловна.

«Икону на Троицу носили и у нас в Калиновке. Её заносили в каждый дом. Как икону вносили во двор, застилали самую красивую скатерть. Как несут икону к дому, так мы садились по неё, а её над нами проносили и в дом»,

– поведала Фиалковская Варвара Фёдоровна.

О том, что произошло с иконами и другими церковными ценностями, вынесенными из храма, доподлинно неизвестно. Из воспоминаний жителей Горбацевич можно сделать заключение о том, что часть икон была спрятана прихожанами на сеновале во дворе семьи Катыченко. Предположительно, впоследствии какие-то иконы, кроме тех, что успели взять на хранение по домам благочестивые местные жители, были переданы в Свято-Никольский собор г. Бобруйска, часть икон просто исчезла.

«У нас был большой сарай, и я помню, что все иконы из храма после его закрытия принесли к нам. Иконы многие были под стеклянными колпаками, их складывали в старинные сундуки. Носили икону только на Троицу. С иконой заходили в дом, освящали дом, люди давали батюшке кто яйца, кто ещё что. Сами понимаете, беднота, время послевоенное. Священники ничего не требовали, люди сами давали, кто что мог»,

– поделился воспоминаниями Катыченко Владимир Андреевич.

Воссоздание Горбацевичской иконы Божией Матери

Дмитрий Михайлович Струков (1827-1899)

От времен, овеянных местными преданиями, нас отделяет более 100 лет. Конечно, шансов отыскать святыню было немного. Воспоминания односельчан помогли мало, да и сами они во многом противоречивы. Исследования, связанные с поиском следов одной из редчайших чудотворных святынь Бобруйщины, неожиданно получили свое развитие после поездки в Минскую Духовную Семинарию. Результатом внимательного изучения архива «Минских епархиальных ведомостей» с 1869 по 1916 гг. стали две статьи – С. Бирюковича и священника Федора Кляевского, содержащие бесценные сведения о местной святыне. При этом в своей статье отец Федор упомянул, что художник Струков сделал с нее рисунок. 

Зарисовка Горбацевичской иконы Струковым

Мы узнали, что Дмитрий Михайлович Струков (1827-1899) – известный художник и архитектор, академик Академии художеств, археолог, очень много сделавший для Русской Православной Церкви, для изучения и возрождения святынь Москвы, Крыма и Западного края, возродивший интерес к искусству древнерусской иконы.

В 1864 году он был приглашен графом М. Н. Муравьевым в Беларусь для участия в художественной экспедиции, важной задачей которой было разыскание в крае древнерусских памятников или, по крайней мере, следов тех из них, которые были уничтожены. В ходе экспедиции Д. М. Струков зарисовывал памятники культуры и архитектуры, художественные изделия из различных материалов, языческие памятники, иконы и оклады книг, виды городов. Эти рисунки пролежали более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета Литвы и были известны узкому кругу ученых.

После длительной работы с различными источниками из сети интернет совершенно неожиданно мы буквально натолкнулись на то, чего не могли и предположить в своих самых радужных ожиданиях. В конце 2011 года издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила в свет «Д. М. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867». В нем и был обнаружен рисунок Горбацевичской чудотворной иконы.

Освящение образа епископом Серафимом 2013 г.

Для сотрудников отдела по канонизации святых Бобруйской епархии обретение рисунка было большой находкой, без преувеличения можно сказать, ярким подтверждением действия Божиего промысла и благоволения Пресвятой Богородицы о необходимости возрождения литургической жизни на Горбацевичской земле.

Поскольку саму чудотворную икону до сих пор не удалось найти, было принято решение воссоздать ее по сохранившемуся рисунку Струкова. По благословению епископа Бобруйского и Быховского Серафима, это важное дело было предложено молодому художнику-иконописцу Татьяне Астаховой. С Божией помощью она прекрасно справилась с поставленной задачей.

14 июля 2013 года вновь обретенный список чудотворной иконы был торжественно перенесен крестным ходом из Бобруйска в д. Горбацевичи, где и состоялось его освящение епископом Бобруйским и Быховским Серафимом.

Протоиерей Димитрий Первий

Кузьмицкая Наталья Васильевна

Логинова Людмила Евгеньевна

БИБЛИОГРАФИЯ

1. НИАБ.Ф.1502, оп.1,ед. хр.8, л.34.

2. Николай (Трусковский), архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. –СПб., 1864. –С.75

3. Струков Д. М. Альбом рисунков 1864–1867гг.–Мн.: Бел. энцикл. им. П.Бровки, 2011.- С. 25

4. Минские епархиальные ведомости.–1912.–№ 15.–С.555

5. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей.–1913.– Ч. 2. С. 1570

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Горбацевичская икона · Создатель и администратор сайта – cвященник Сергий Гриняк +375-29-786-18-64