Открыть меню

Чудеса

Чудеса по молитвам перед Горбацевичской иконой Богородицы

Древняя святыня белорусской земли – Горбацевичская икона Божией Матери воссияла чудотворным светом почти 400 лет назад. Она отмечена уникальным случаем дивной помощи Богородицы – воскрешением умершего отрока (о чем сохранились летописные свидетельства) и по праву может считаться покровительницей семьи!

Подробное описание исцелений по молитвам перед Горбацевичской чудотворной иконой Божией Матери находятся в 7-ом номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1916 год:

«Горбацевичская церковь освещена во имя положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, отчего и получила свое название Ризоположенской. Самое дорогое достояние храма составляет Икона Божией Матери с младенцем Иисусом на правой руке, находящаяся на горнем месте с особым механическим приспособлением для опускания образа. Икона эта написана на деревянной доске по темному фону и имеет 6 вершков высоты и 51/2 вершков ширины.

Время явления Горбацевичской чудотворной иконы Божией Матери, к сожалению, нельзя с точностью установить, так как дом священника, где хранились исторические документы Горбацевичской церкви, сожжен в 1812 году французами. Однако время явления святой иконы можно отнести к началу XVII века, как свидетельствуют об этом, по замечанию церковной летописи за 1867 год, надписи, вырезанные на наружных стенах бывшей церкви приходившими и приезжавшими на поклонение богомольцами. История явления этой иконы, по местному преданию, записанному в церковной летописи, следующая. Местность, где ныне расположен погост Горбацевичи, была покрыта сплошным лесом, а деревни, входившие в состав прихода, принадлежали прежде Бобруйскому костелу, при котором были иезуиты. Крестьянин одной из этих деревень, называвшейся Иовичи, ныне уже не существующей, по фамилии Колтун, отправился в лес за лесным материалом для своих хозяйственных надобностей, и когда, углубившись в лес на порядочное расстояние, начал высматривать нужный для него материал, то был поражен каким-то блеском, исходящим из дупла липы. Присмотревшись ближе, он увидел в дупле икону Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Такое необычайное и чудесное явление иконы Царицы Небесной смутило крестьянина, и он, быв преисполнен страха Божия, не решился взять с собою образа, а заметив то место, отправился в деревню и сообщил о своем открытии односельчанам, с которыми и порешили дать знать Бобруйскому духовенству. Ксендзы прибыли на место явления иконы и, совершив богослужение, забрали икону в Бобруйский костел, но через ночь святая икона оказалась опять на прежнем своем месте. Три раза брали икону в Бобруйск и три раза она возвращалась обратно. После третьего раза ксендзы не осмелились более переносить образа. Тогда крестьянин, нашедший икону, расчистил дупло дерева наподобие киота, где икона и оставалась некоторое время. Сколько времени оставалась в таком киоте икона, неизвестно, но когда слух об иконе распространился, то народ начал стекаться в это место на поклонение святыне. Многие получили по молитве пред этой святой иконой исцеления. Тогда на этом месте был выстроен костел, обращенный впоследствии в униатскую церковь, а затем в Православную.

Многие признают эту икону за копию с иконы Владимирской Божией Матери и между ними проезжавший через погост Горбацевичи в 1865 году художник Струков, который и снял с нее копию.

Между многими чудесами, совершившимися по молитвам пред Горбацевичской иконой Божией Матери, обращает на себя внимание чудо воскресения умершего, памятником которого теперь являются три гробовых доски соснового дерева, хранящиеся и теперь в Горбацевичской церкви. Чудо это записано в церковной летописи со слов самого испытавшего оное ротмистра Рожановича:

«Когда я был двенадцатилетним мальчиком, старшему брату моему, уже взрослому, вздумалось поехать погостить к родным и взять меня с собою. Расстояние было немалое. Нас отправили в большом дорожном экипаже на четверке лошадей. Верстах в двадцати от дома нам попалось стадо тетеревов. Брат мой, будучи страстным охотником, приказал задержать лошадей и, соскочив с экипажа, побежал за птицами. Кучер, пользуясь отсутствием брата, оставил меня и лошадей и тоже отошел от экипажа. Меня забрала охота сесть на лошадей, и я начал перебираться через козлы. В эту минуту брат выстрелил, лошади, испугавшись выстрела, понесли, подбили меня под себя и проехали по мне экипажем. Когда брат и кучер пришли на место, нашли меня в бесчувственном состоянии, истекающего кровью. Поймав лошадей, меня, избитого и раздавленного,отвезли назад домой. Приглашенные доктора нашли состояние безнадежным и сказали, что я должен умереть. Отец мой, видя, что не может иметь надежды на помощь земную, сел на лошадь и поехал в Горбацевичи молиться Божией Матери о сохранении жизни любимого его сына. Вернувшись домой, отец застал меня в гробу и в припадке родительского горя, упав на мой труп, начал плакать и целовать меня, говоря, что не может быть, чтобы Матерь Божия не вняла молитве отца. В эту минуту я открыл глаза и попросил кислого молока ( до сего времени я не говорил ни одного слова). Доктор запрещал давать мне молока, но отец сказал: «Если бы он попросил у меня теперь яду, то я дал бы, потому что я вижу в этом милосердие Божией Матери, которая услышала мои молитвы». Через несколько дней я оправился и начал ходить и есть. Гроб мой за подписью свидетелей и доктора, что я был действительно умершим, привезен в Горбацевичскую церковь, чтобы служить свидетелем милосердия, оказанного Божией Материю».

В 1893 году в летописи церкви записан следующий случай спасения жены священника Ольги Ивановны Антониковской и сына ее Александра. 17 апреля 1893 года священник с женой и 6-летним сыном отправился в город Бобруйск. Священник остался по делам службы в городе, а жена с сыном отправились домой. При выезде из города лошадь понесла. Кучер упал или соскочил с козел, бросил вожжи; тогда лошадь, почуяв полную свободу, понеслась еще быстрее. При этом от сильного толчка на крутом повороте, при выезде на шоссе, жена священника, бывшая на последнем месяце беременности, выпала из повозки, а мальчика лошадь понесла далее по шоссе, спускающемуся в этом месте к оврагу, над которым устроен мост. Упав на камни, получив сильнейший ушиб в бок и будучи в страхе и отчаянии за участь мальчика-сына, несчастная мать могла лишь произнести: «Божия Матерь, спаси его!» – и затем впала в бессознательное состояние. Потом, через некоторое время, очнувшись, она увидела пред собой лошадь с повозкой, на которой сидел белый, как полотно, и весь дрожащий целый и невредимый мальчик-сын. Лошадь была задержана неизвестным человеком, когда была уже у оврага, куда подоспел бежавший вслед лошади кучер. Собравши последние силы, жена священника с мальчиком села на извозчика, боясь садиться на ту же лошадь, и поехала к ближайшим знакомым в город, куда немедленно был привезен доктор. Особенная опасностьбыла в том, что от сильного ушиба при падении был сильный прилив крови к легким, отчего дыхание было так стеснено, что больная чувствовала, что настал ее конец; при этом бок сильно был почерневший. Доктор и окружающие не имели никакой надежды на благополучный исход,но чудесная помощь Царицы Небесной спасла жену священника от смерти, так что она, пролежав 8 дней в городе, могла уже возвратиться домой в Горбацевичи, хотя была еще очень слаба»1..

Падение с лошади могло быть смертельным если не для матери Александра, то для его сестры, которая должна была родиться через месяц. Но здесь всё обошлось благополучно: девочка родилась в положенный срок и совершенно здоровой. Назвали её – Фомаидой. Антониковская Фомаида Петровна закончила Минское женское училище и в 1911 года стала первой женщиной-учительницей в Горбацевичской школе. Как дочь «представителя эксплуататорского класса» подверглась репрессиям в 1921 году (осуждена на 5 лет!), реабилитирована 6 июня 1991 года.2.

Читаем далее: «В 1904 году ротный командир Феодор Криницкий получил приказ явиться из Бобруйска на Дальний Восток для пополнения армии. Криницкий был человек многосемейный: у него была жена и 6 человек детей. Жена Криницкого, узнав о командировке мужа на Дальний Восток в действующую армию, пришла в ужас и отчаяние. На другой день после получения приказа она пришла пешком и босая из Бобруйска в Горбацевичи. Здесь, в храме, пред образом Божией Матери она повергла печаль свою о себе и о детях, которых считала сиротами с момента получения приказа о командировке мужа на войну с японцами. Через два дня после усердной молитвы горемычной женщины, когда муж ее  Фадей уже собрался выехать в Манчжурию, получили распоряжение о том, что ротный командир Криницкий остается в Бобруйске при своей роте. Считая оставление мужа при детях чудом Божием по молитвам пред иконою Божией Матери, семейство Криницких пришло в Горбацевичи, чтобы возблагодарить Защитницу рода христианского.

Жена подполковника Гладкова сообщила также настоятелю церкви о следующем чуде от иконы Божией Матери. Три года тому назад (т. е. в 1901г.) старший сын Гладковых простудился и на 22 году скончался. Также на 22 году заболел такой же болезнью и другой сын. Когда он уже был при смерти и доктора отказались приписывать лекарства, убитая горем мать прибыла для молитвы в Горбацевичский храм и, помолившись, возвратилась поспешно домой в Бобруйск, где застала сына спящим. Через ночь сын почувствовал себя бодрее, на третий день после этого встал с постели, а через две недели сын подполковницы Гладковой здоровый и веселый, вместе с матерью своею и невестой, прибыли возблагодарить Матерь Божию в Горбацевичский храм.

В 1907 году значится записанным, по заявлению жены фельдшера Горбацевичской волости Ивана Скуднева – Варвары Семеновой, явно совершившееся над ней чудо по молитвам в Горбацевичском храме перед чудотворнымо бразом Божией Матери. Она была так больна, что питалась при посторенней помощи, не могла даже встать с постели и была вся в опухоли. Накануне своего исцеления, ночью, она увидела образ Божией Матери, явившейся перед ее глазами. При этом она дала обет пойти в церковь и быть у исповеди и Святом Причащении. Так как сама она не могла привести в исполнение своего обета, то при посторонней помощи была принесена в церковь, где и исполнила свой обет. После святого Причащения и окончания богослужения Варвара Скуднева отправилась домой сама, без посторонней помощи и после скоро оправилась от болезни и совершенно выздоровела. Болела Варвара Скуднева около года и доктора, лечившие ее, признали ее безнадежно больною и приговорили к смерти.

Были, конечно, и другие случаи чудесного проявления милости Божией многим из тех, кто с сокрушенным сердцем и умиленной душой прибегал к заступничеству Царицы Небесной перед Горбацевичским чудотворным образом Ее. К сожалению, не сохранилось записей этих чудесных исцелений ни в церковной записи, ни осталось воспоминаний о них, вероятно, по давности, и в народном предании».3.

Силы тьмы старались стереть с лица земли дивный образ Богородицы, уничтожить даже память о нем. Но Бог поругаем не бывает – и святыня вернулась к людям. С 2016 года восстановлены регулярные богослужения в возрожденном храме, не утеряна традиция проведения широкого престольного праздника, и стар и млад вновь стремится припасть к живому источнику благодати, дарованному Пресвятой Богородицей.

Протоиерей Димитрий Первий

Кузьмицкая Наталья Васильевна

Логинова Людмила Евгеньевна

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Минские епархиальные ведомости.– 1916.– №7. – С.203-206.

2.Память. Бобруйский район.– Мн.,1998.–С.17

3.Минские епархиальные ведомости.– 1916.– №7. – С.206-208.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Горбацевичская икона · Создатель и администратор сайта – cвященник Сергий Гриняк +375-29-786-18-64